sukhomlin (sukhomlin) wrote,
sukhomlin
sukhomlin

Category:

«Герой Антарктиды - новый мировой рекорд Федора Конюхова»

Леонид Демьянович Черноусько прислал мне для публикации статью «Герой Антарктиды - новый мировой рекорд Федора Конюхова»

Об авторе.


17 июня 2008 года члену Союза славянских журналистов Леониду Демьяновичу Черноусько исполнилось 90 лет. Л.Д. Черноусько - капитан первого ранга в отставке, участник Великой Отечественной войны,  журналист, заслуженный деятель культуры. Во время войны он воевал на противолодочном корабле на Балтике, командовал машинно-котельной группой в составе более 100 человек. Корабль, на котором воевал Л.Д. Черноусько, потопил одну немецкую подводную лодку, зенитным огнем сбил семь вражеских самолетов, участвовал во многих боевых операциях. Закончил войну ветеран в Вене, став участником освобождения Вены.

Здоровье и творчества на долгие годы Леониду Демьяновичу.

Желаю — Так держать!!! Вам много лет
И Алых парусов над головою!
Большой любви! Морского непокоя!
Удач и радости! И творческих побед!
  /Н. Цветкова/

В свои 90 лет, ветеран бодр, уверенно держит в руках перо и журналистский блокнот. Опытный моряк и яхтсмен он всегда с любовью пишет о том, что связано с водной стихией, и, прежде всего о людях, для которых она стала судьбой.

Ниже публикуется рассказ Л.Д. Черноусько о новом подвиге Федора Конюхова, который посвятил свой рекорд Дню Великой Победы, ветеранам Отечественной войны, своему отцу, Филиппу Михайловичу, бравому пулеметчику, с боями дошедшему до Будапешта.

Герой Антарктиды - новый мировой рекорд Федора Конюхова

 

            В то время, когда футболисты «Зенита» побеждали сильную шотдандскую команду, завоевывая кубок УЕФА, а мужественные российские хоккеисты одолевали канадских асов, получив золотые медали чемпионов мира, на другом конце планеты, в суровой Антарктике, преодолевая шторма, туманы и айсберги, совершал смелое рекордное плавание известный яхтсмен Федор Конюхов. В активе этого универсального путешественника уже около пятидесяти походов и экспедиций по всем широтам матушки-Земли, и в основном - одиночных.

Приобретя большой опыт, 56-летний заслуженный мореплаватель в начале текущего года осуществил новый, неслыханный подвиг – впервые в мире самостоятельно на яхте обошел вокруг далекого континента Антарктиды, установив мировой рекорд. Этим наш соотечественник открыл новый международный яхтенный маршрут, установленный Всемирной ассоциацией океанских рекордов (Лондон). Этот маршрут физически и психологически трудный, очень рискованный, но интересный и заманчивый для увлекающихся спортсменов.  Ведь Антарктида - суровый, огромный, покрытый четырехкилометровой шапкой льда, материк, по площади, в два раза превышающий Австралию, находится в стороне  от цивилизации, от судоходных линий, благоустроенных портов и гаваней. Значит, в случае необходимости, неоткуда будет ждать помощи, и надеяться можно только на свои силы, опыт и мастерство. Вот почему по данному маршруту ранее иногда ходили яхты, но с полными экипажами на борту и, кстати, не всегда укладывались в одну навигацию. Блестяще выполнив сложную задачу,  наш мужественный мореплаватель показал пример стойкого преодоления походных трудностей, стихийных сил природы, а также  своей возможной минутной  слабости, как сказали бы психологи.

            Долгое время Федор вынашивал идею обозреть страну льдов и пингвинов со стороны моря. На суше он уже побывал там. Погладив симпатичных пингвинов на побережье (Федор неравнодушен к ним – ведь эта оригинальная птица – живой символ Антарктики), совершил рискованный лыжный поход  до Южного полюса. Затем, не сходя с континкнта, взобрался на вершину скалисто-ледового массива Винсон, впервые водрузив в обоих случаях флаг Российской Федерации. Однако ему не давал покоя подвиг русских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые в 1820 году открыли миру шестой континент планеты. И Федор согласился открыть его   оригинальным путем, намеченным Всемирной ассоциацией, - огибая Антарктиду с запада на восток (через пролив Дрейка), а не традиционным – с востока на запад, которого придерживаются другие яхтсмены. Он считал, что это дает ощутимые преимущества по времени и направлению ветров и течений.  Выводы Конюхова нашли понимание у ряда руководителей Асссциации, особенно австралийских. И таким образом наш соотечественник стал практическим зачинателем нового международного маршрута, получившего название – «Antatarctica Cup Race Track».

            Чтобы добраться к намеченному месту старта – Австралии, Конюхову необходимо было перегнать свою яхту «Алые паруса» из английского порта Фалмут через два океана. Бурная Атлантика, которую он пересекал уже десятый раз, встретила его чередой штормов. Неистовые ветра так потрепали судно и измотали капитана, что он с радостью увидел наконец мыс Доброй Надежды. В Кейптауне, этом вожделенном порту морских скитальцев, его ждал сын Оскар, являющийся менеджером экспедиций отца и его верным помощником во всех делах. Устранив повреждения на судне, они уже вдвоем штурмовали воды Индийского океана, тоже неспокойного, и благополучно ошвартовались у причала небольшого порта Олбани, что на юге Зеленого континента.

Перед дальним плаванием придирчивый спортивный комиссар внимательно осмотрел яхту, сделал необходимые замеры и опечатал двигатель. Вывел ее в открытое море и, пожелав отчаянному капитану счастливого плавания, засёк старт. Это было в полдень 26 января текущего года.  На катере, идущем рядом с яхтой, Федора тепло и сердечно провожали в долгий путь Оскар, жена Ирина и маленький сынишка Николай. Долго наблюдали за сияющими в солнечных лучах парусами пока они не скрылись за горизонтом.  Парусник взял курс на Новую Зеландию, чтобы потом через пролив Дрейка ринуться навстречу антарктическим штормам и айсбергам. Только через три месяца тот же комиссар встречал победителя Южного океана – так моряки называют воды у берегов Антарктиды.  За его передвижением вокруг ледового материка он следил с помощью космических средств связи. Ежедневно поддерживал контакт с яхтой штаб Конюхова, находящийся в Москве. По радио и телевидению передавалась информация об отдельных этапах гонки. А они были напряженными, подчас драматичными.

Уже в начале похода капитан ощутил «прелести» «ревущих» сороковых и «неистовых» пятидесятых южных широт. Слушая подробный рассказ друга, сделал вывод, что там он перенес не менее ста мгновений риска. «А может и больше, я не считал их», - услышал в ответ. Вот какая опасность Федора подстерегала на траверзе Новой Зеландии. По данным синоптиков, полученным из космоса, он рисковал жизнью, борясь со штормом, который грозно шумел, идя тысячемильным фронтом от берегов Антарктиды и настигал «Алые паруса». «Хорошо, что океанские волн, высотой до 20 метров были пологие, - записал капитан. – Но, взбираясь на яхте на гребень или спускаясь вниз, чувствовал перегрузки как космонавты. А с неба непрерывно лил дождь. Промок до нитки.  В складках уменьшенного грота собралось несколько сот литров дождевой воды. Стремлюсь держать курс на перерез волны, и не дай бог развернет яхту поперек, тогда гибель. В ходе этого бурлящего кошмара получил печальное известие – французская яхта тримаран перевернулась! Я хорошо знаю ее опытного шкипера Франка Камма. Он сумел перевести всех десять членов экипажа в центральный корпус и передать сигнал SOS. Яхтсменов спасли суда и вертолёты из Новой Зеландии. Только тогда я успокоился за своих коллег. Да и зловещий ураган немного стих».

Входя в беспокойные воды уже знакомого  Конюхову пролива Дрейка, он записал: «Обширный пролив находится между Южной Америкой и Антарктидой. Как говорят старые морские волки, здесь «сквозняк» - почти всегда  штормит. Океанский нрав пролива Дрейка покруче Бискайского залива». Не случайно в справочниках указано: еще со времен Магеллана дно пролива представляет собой кладбище кораблей, погибших от воздействия стихийных сил природы или разбившись о скалы мыса Горн, а то и айсберги. На этот раз прохода легендарного мыса Горн Федору удалось увидеть его скалистые обрывистые берега в лучах солнца, прорвавшихся сквозь облака. И зарисовать скалы и парящих над ними альбатросов. «Думаю, потом получится интересная картина», - пронеслось в голове художника-мариниста.

Идя вдоль берегов Антарктиды, Федор значительно усилил бдительное наблюдение, несмотря на наличие на борту радара. «То и дело, встречались ледовые поля, даже многокилометровые, айсберги, иногда целая группа – торчат из воды вроде призрачных чикагских или нью-йоркских небоскребов. Пришлось потратить немало времени, чтобы обойти их. Зарисовал эти ледяные острова причудливой формы... А однажды чуть не напоролся на кита, спящего у поверхности воды и незаметного на первый взгляд». В один из дней беспокойного плавания Конюхов по спутниковому телефону услышал такое обращение: «Сейчас будете говорить с вице-премьером Российской Федерации  Ивановым. Сергей Борисович, находившийся в командировке на наших антарктических научных станциях, тепло приветствовал мужественного мореплавателя, поинтересовался его возможными нуждами и пожелал счастливого плавании в установлении рекорда. Федор Филиппович заверил Сергея Борисовича, что на борту всё в порядке, он всем необходимым обеспечен и готов завершить международную гонку.

Итак, международную антарктическую кругосветку мужественный россиянин Федор Конюхов завершил в гордом одиночестве. Остальные четыре яхты – три французских и одна английская, -  к сожалению, сошли с дистанции. Преодолев сложный и очень суровый путь, наш яхтсмен оставил за кормой более 15 тысяч морских миль. А с учетом предыдущего нелегкого перехода от берегов Великобритании до Австралии – более 30 тысяч миль. Терзаемый антарктическими бурями и океанскими волнами, обходящий острова и грозные айсберги, парусник прибыл в точку старта через 96 суток и 19 часов, строго придерживаясь обусловленного коридора: между 45-м и 60-м градусами южной широты. Рекорд официально зафиксировал спортивный комиссар. И он увидел:  штурвалом уверенно управляет тот же бравый капитан, заросший как Робинзон Крузо, сильно похудевший, но счастливый от чувства выполненной задачи. А ведь Конюхов установил мировой рекорд, успешно первым пройдя маршрутом, намеченным Всемирной ассоциацией. Причем, управляя яхтой макси-класса в одиночку, в то время как другие участники, имея на борту по 8 – 12 членов экипажа, не справились с задачей.

Финиш состоялся 7 мая 2008 года. Свое важное достижение спортсмен-патриот посвятил Дню Великой Победы, ветеранам Отечественной войны, своему отцу, Филиппу Михайловичу, бравому пулеметчику, с боями дошедшему до Будапешта.

Героя Антарктиды горячо поздравили спортсмены, друзья и родственники. Пришли поздравления из Твери, Санкт-Петербурга, Владивостока и Находки. Похудевший на 11 килограммов яхтсмен набирает силы для осуществления новых сногсшибательных проектов. Автор этих строк тоже моряк и яхтсмен. Но не перестаю удивляться, как мой друг Федор, бывая месяцами в одиночном плавании, успевает управлять парусами и судном, внимательно следить за изменением обстановки (встречные корабли, рифы, мели, айсберги), очень чутко реагировать на изменения силы и направление ветра, который является главным двигателем яхты, приготовлении и встреча с штормом. А еще надо было находить время для текущего ремонта, приготовления любимой овсяной каши и другой пищи, для ведения дневника, рисования. Отдыхать и спать приходилось урывками. Вот вкратце, что такое яхтсмен (и почему он худеет без спецтаблеток!). К результатам его походов можно отнести 8 изданных книг, многие страницы которых воспринимаются как отрывки занимательных приключенческих произведений, вышло в свет 6 красочных альбомов с репродукциями картин и рисунков автора, а в «Журнале Федора Конюхова» публикуются материалы российских и зарубежных путешественников и туристов. Наш следопыт является членом творческих организаций: журналистов, писателей и художников. Всероссийская общественная организация «Российский национальный Олимп» провозгласила Конюхова Национальным Героем. Когда Федора поздравляли, он поблагодарил, но заметил: «Для меня важнее успешное преодоление сложных походных трудностей и стихийных сил природы, чем награды и звания».

Путешественники и туристы, альпинисты и мореплаватели, бывая в различных уголках планеты, открывают для нас много нового, интересного. Преодолевая походные трудности, стихийные силы природы, а нередко и экстремальные ситуации, они показывают, на что способен человеческий организм. Иногда ведут и научные наблюдения. Любопытно читать их путевые заметки, дневники, исследования, рассматривать экзотические фотографии, видеофильмы, слушать живые рассказы о посещенных странах. А сколько мировых рекордов установили наши путешественники, прославляя родную страну! С них берут пример соотечественники, особенно молодежь.

                                                   Леонид ЧЕРНОУСЬКО, капитан 1 ранга, заслуженный работник культуры РФ.  

Tags: Конюхов, ССЖ, Черноусько
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments